Strahovka CIS CPS

Инфраструктура со временем стареет

Профессор д-р Ина Эберт, старший консультант по вопросам глобальных клиентов
(сектор Северная Америка, Munich Re)
Гаральд Охсенкюн, юрисконсульт и менеджер отдела клиентов
(сектор Северная Америка, Munich Re)

Обрушивающиеся мосты, протекающие трубы, ухабы на дорогах и постоянные нарушения в железнодорожном сообщении — все это связано с тем, что инфраструктура основных промышленных стран устарела. Данные обстоятельства должны учитывать в своей работе андеррайтеры страховых компаний.

 Во всем мире наблюдается глобальный моральный износ существующей инфраструктуры. Этому способствует постоянный рост численности населения, который приводит к более интенсивному использованию имеющейся инфраструктуры. Таким образом, увеличивается мобильность людей и товаров. По мостам и улицам двигается все больше тяжелогрузных автомобилей, которые оказывают такое воздействие на дорожное полотно, на которое оно не было рассчитано при возведении этих сооружений.

Это ускоряет износ транспортных путей. Индустриализация развивающихся стран с переходной экономикой, новые технологии, которыми владеют промышленные страны, повышение уровня жизни во многих странах на протяжении прошлых лет — все это увеличивает потребление энергии и водных ресурсов. Данная тенденция подкрепляется увеличивающейся урбанизацией населения и концентрацией все большего количества людей на небольшой территории. В западных промышленных странах этот феномен достиг своего апогея еще 40–50 лет назад, сегодня он играет центральную роль, прежде всего, в странах Азии и Африки. Уже на сегодняшний день почти половина мирового населения проживает в городах, а к 2050 году эта цифра достигнет двух третей всего населения.

К этому необходимо добавить тот факт, что новые технологии часто развиваются в течение короткого периода времени. Например, в Западной Европе система водоснабжения и отведения сточных вод, в большинстве случаев, была заложена еще в эпоху индустриализации. С этого времени прошло более ста лет, и на сегодняшний момент почти во всех этих сооружениях и системах одновременно наблюдаются явные признаки износа.

Всеобъемлющая реконструкция, наряду с огромными материальными затратами, сопряжена с сопутствующими грубыми нарушениями обычных процессов для промышленности и населения. Аналогичная ситуация сложилась с дорогами городского и пригородного сообщения в крупных городах, а также с теми дорогами, которые были построены в 20–30-х годах хх столетия. Очень часто стандарты безопасности современных технологий, которые лежали в основе возведения подобных сооружений в прошлом, простонапросто не соответствуют сегодняшним требованиям.

Непрекращающиеся стихийные бедствия с тяжелыми последствиями приводят к тому, что существующая инфраструктура используется активнее и не удовлетворяет современным требованиям. Особенно отчетливо это можно увидеть на примере дамб на берегах рек и морей, высота которых более не является достаточной ввиду повышения уровня воды.

Нужно отметить, что все эти проблемы были бы вполне разрешимы, если бы существующая инфраструктура отстраивалась и реконструировалась своевременно и в достаточном объеме, чтобы соответствовать новым требованиям. Но этого не происходит даже в самых богатых странах мира. Экономические и финансовые кризисы, которые не миновали и эти страны, вынуждают к значительной экономии бюджетных средств, которые, как правило, и являются главным источником финансирования основной инфраструктуры. Необходимость четкого обозначения приоритетов при расходовании государственных средств очень часто и является причиной недооценки потребностей инфраструктуры.

Пока не возникнут серьезные повреждения, которые вызовут большой резонанс общественности, инфраструктура останется вне поля зрения. Реконструкция и замена трансформаторов и канализационных труб требует больших средств, но эти расходы не видны широкой общественности. В США такое положение дел часто определяют метким сравнением: «инфраструктура не привлекательна». Избиратели хоть и возлагают надежды на функционирующую инфраструктуру, но очень редко поощряют такие инициативы. Население плохо воспринимает повышение налогов для улучшения инфраструкту ры, а также увеличение тарифов частных коммунальных предприятий. Вливание объемных инвестиций в инфраструктуру происходит только тогда, когда это связано с переходом на новые технологии или с другими популярными сейчас общими процессами развития или же когда инвесторы планируют получить краткосрочную выгоду для местной экономики или для рынка труда.

Масштабы проблемы

Несмотря на то что моральный износ инфраструктуры — проблема глобальная, существуют четкие региональные различия. Лучше всего это можно рассмотреть на примере Европы. Плотное заселение данной территории, постоянная численность населения на протяжении прошлых десятилетий и значительная роль, которую играет все еще хорошо финансируемое (социальное) государство, обусловили сравнительно хорошее состояние западноевропейской инфраструктуры. Но даже здесь проявляются существенные недостатки.

На передний план при этом выходят проблемы с устаревшими транспортными путями, перегруженными железнодорожными сетями, службами безопасности полетов, к которым выдвигаются слишком высокие требования, и улицами с выбоинами на каждом шагу. Процесс развития возобновляемых источников энергии также сопряжен с обширной модернизацией электросетей: поскольку такие источники энергии зависят от энергии солнца и ветра, то они неравномерно вырабатывают электроэнергию. Поэтому необходимо интегрировать «умные» выключатели, ориентированные на предполагаемый расход потребителей, во избежание перегрузок или недостаточного обеспечения электроэнергией. К тому же, в Германии, а именно в старых федеральных землях, частично наблюдается пренебрежительное отношение к техобслуживанию инфраструктуры.

Еще хуже ситуация выглядит в США. Наряду с перегруженными дорогами и мостами, недостаточно развитой общественной системой местного сообщения и дамбами, находящимися в неудовлетворительном состоянии, в США существует большая проблема с водоснабжением. Исследование Американского общества инженеров-строителей, которое проводилось в 2009 году, показало, что четверть всех мостов в США имеют дефекты или находятся в аварийном состоянии. В штате Нью-йорк эта цифра составляет 42%, в Пенсильвании — 50%, а в Массачусетсе — 56% от общего количества мостов. Через протекающие трубы в больших объемах вытекает чистая питьевая вода, в то же время через эти же трубы в окружающую среду проникают неочищенные сточные воды.

Население США каждый год проводит в общей сложности 4,2 млрд часов в пробках вследствие недостаточного развития дорожной инфраструктуры. В период с 1995 по 2005 год использование общественного транспорта возросло на 25%, но до сих пор почти половина всех домашних хозяйств США не имеет прямого доступа к автобусным и железнодорожным сетям. Недостатки в системе безопасности полетов все чаще и чаще приводят к задержкам авиасообщения.

В рамках исследования было подсчитано, что стоимость реконструкции инфраструктуры обойдется в 2,2 трлн долларов США, которые будут освоены на протяжении последующих пяти лет. Фактически, в этот период в инфраструктуру США будет инвестировано не более 900 млрд долларов США.

Еще драматичнее ситуация выглядит в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В Восточной Европе, прежде всего в сельской местности, до сих пор сохранилась и эксплуатируется старая инфраструктура. В Индии и Китае система водоснабжения не поспевает за стремительным ростом численности населения и прогрессивным развитием индустриализации. Устаревшая инфраструктура причиняет значительно больший вред не только экономике, но и здоровью населения, чем в западных промышленных странах.

Устаревшая инфраструктура и страхование

Страховая отрасль испытывает пагубное воздействие устаревшей инфраструктуры, в первую очередь в секторе страхования имущества. Частые пожары, ураганы, штормы, наводнения наносят значительный ущерб и влекут за собой последствия: рушатся здания, что приводит к прерыванию технологического процесса.

Износ инфраструктуры также обуславливает определенные сценарии, связанные с ответственностью сторон. Если, например, в результате износа зданий, труб и водопроводов, третьим лицам наносится ущерб, то нередко оказывается, что простой износ является причиной нарушения обязательств ответственных сторон. Причина не имеет значения, это могут быть ошибки в конструкции, недостатки использованных материалов или их брак, недостаточное техобслуживание, неправильный инструктаж обслуживающего персонала или несоблюдение правил техники безопасности.

Ошибки в ходе спасательных и аварийных работ также могут привлечь исполнителей к ответственности. Наряду с общим страхованием гражданской ответственности страховые компании вынуждены производить оплату по страховым полисам по всем важным видам страхования ответственности за причинение вреда.

Регулярное техобслуживание и текущий ремонт увеличивают жизненный цикл многих устройств сверх предела их срока службы.


Примеры

ПУТИ СООБЩЕНИЯ

Серьезность бедственного положения дорог и мостов четко осознается при более детальном рассмотрении проблемных и аварийных сценариев прошлого. Только после обрушения моста I-35W в Миннеаполисе в августе 2007 года общественность обратила внимание на критическое состояние дорог и мостов в собственных городах. Тогда узлы решетчатой системы, которые изначально были рассчитаны на более низкие нагрузки, не выдержали из-за постоянно увеличивающейся на протяжении десятилетий транспортной загруженности данного сооружения. В результате обрушения погибли 13 человек.

Менее сенсационными, но не менее тревожными оказались результаты инспекции моста длиной 666 м через озеро Шамплейн в северной части штата Нью-йорк, которая проводилась в октябре 2009 года. Мост, введенный в эксплуатацию еще в 1929 году, был немедленно закрыт и снесен, после того как водолазы в ходе обследования подводной части контрфорсов подпорной стенки обнаружили, что они находятся в безнадежном состоянии.

Еще в апреле 1987 года на этой же территории произошла катастрофа, когда мост через Скохэри (Schoharie Creek Bridge) длиной 165 м обрушился на глубину 25 м, в результате чего погибли пятеро человек. На протяжении многих десятилетий вода подтачивала недостаточно мощное основание опор моста, который был возведен в 50-х годах прошлого столетия, что, в конце концов, привело к их осаждению и обрушению моста. Эксперты обнаружили, что наряду с недостаточным уходом, неправильным техническим обслуживанием и неудовлетворительным техническим осмотром возведенная система защиты от вымоин не соответствовала современным требованиям.

Обрушение автодорожного моста в Монреале в сентябре 2006 года, прежде всего, подвергло сомнению планировочную концепцию 1970 года. Очевидно, что проектировщики не предусмотрели возможности достаточного доступа к сооружению, в результате чего невозможно было обеспечить надлежащий технический осмотр моста. Кроме этого, уже после обрушения были обнаружены ошибки при производстве строительных работ, что и послужило дополнительными причинами катастрофы.

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ
Производство электроэнергии: что касается традиционной техники электростанций, износ и старение можно изобразить при помощи так называемой «кривой интенсивности отказов». В первой фазе, после ввода установки в эксплуатацию, очень часто случаются неполадки, обусловленные особенностями производства, которые достаточно быстро устраняются в ходе постоянной эксплуатации установки. После первой фазы следует фаза эксплуатации, которая характеризуется сравнительно небольшим количеством неисправностей. характерным отличием данной фазы является использование относительно новых деталей, узлов и блоков, которые уже прошли этап испытаний и опробования.
В зависимости от используемого типа установки в конце срока службы увеличивается частота повреждений и отказов отдельных компонентов.


Когда именно наступит этот момент увеличения отказов и неполадок, обусловленных старением и износом установки, в значительной степени зависит от тщательности ее эксплуатации и технического обслуживания.

Регулярное техобслуживание и текущий ремонт существенно продлевают жизненный цикл некоторых установок сверх установленных пределов их срока службы. Неоправданная экономия в ходе техобслуживания, наоборот, может привести к возникновению значительных повреждений еще до истечения срока эксплуатации.

Ярким примером того, как подверженность старых установок повреждениям и неисправностям зависит от качества их техобслуживания, служит авария на СаяноШушенской гидроэлектростанции (Россия), которая была введена в эксплуатацию не более 30 лет назад. В 2009 году на ГЭС случилась авария, в результате которой погибло 75 сотрудников, и был нанесен колоссальный вред. Одной из причин аварии был сильный износ производственных компонентов на ГЭС. Согласно сообщениям в прессе, эта авария привела к нарушению всей системы электроснабжения на территории России. Даже в среднесрочной перспективе эксперты не могут прогнозировать улучшение ситуации.

Сектор распределения электроэнергии: схожая ситуация наблюдается на всей протяженности системы распределения электроэнергии. Свидетельство этому — почти 40-минутное полное отключение электроснабжения в г. Санкт-Петербург в августе 2010 года, причиной которого послужил износившийся кабель в распределительном устройстве.

Электросеть Германии также имеет немало недостатков. В ноябре 2005 года сразу целый ряд опор линий электропередачи прогнулся под тяжестью большого количества налипшего снега, это случилось еще и потому, что некоторые стальные конструкции были установлены 75 лет назад. В феврале 2009 года в австралийском штате Виктория возник один из наиболее разрушительных пожаров за последние десятилетия: горели многие гектары кустарниковых зарослей.

В пожаре погибло предположительно 173 человека. Одной из причин масштабных пожаров послужило то, что высоковольтные линии не выдержали напора ветра из-за старости и обрушились, в результате чего возникло возгорание.

Трансформаторы: наряду с линиями электропередач, распределительные устройства и трансформаторы часто являются причиной опасных ситуаций в секторе распределения электроэнергии. После прохождения 30-летнего эксплуатационного порога наблюдается значительное увеличение случаев поломок и неисправностей. Эти случаи частично связаны с дефектами изоляции, частично с ошибками при планировании или с производственным браком, либо с недостаточным техобслуживанием, которое проявляется только по прошествии длительного периода времени. Если при поломке либо обнаружении неисправностей в наличии нет запасного трансформатора, то это приводит к увеличению нагрузки на страховой сектор в результате возникновения дополнительных убытков вследствие простоев.

ДОБЫЧА ГАЗА И НЕФТИ

Проблемы с устаревшей инфраструктурой также не миновали добывающую промышленность. При рассмотрении проблем на нефтедобывающих платформах в Мексиканском заливе на передний план выходит взрыв на полупогружной нефтяной платформе сверхглубоководного бурения1. Но при этом не следует забывать о тех добывающих установках, которые еще с 40-х годов хх столетия являются характерным признаком южного побережья Америки. Тут существует большое количество устаревших и частично выведенных из эксплуатации нефтяных и газовых платформ. Под воздействием сильного морского течения, вызывающей коррозию соленой воды и ураганов на протяжении многих десятилетий эти платформы подвергались значительным, обусловленным коррозией отрицательным изменениям. Следует отметить, что в результате перепродажи этих установок мелким предприятиям они все реже получали надлежащее техобслуживание. Несмотря на то, что размеры некоторых установок нельзя сравнивать с некоторыми современными добывающими установками, вред, причиняемый ими, может привести к существенному обременению страховых полисов, предусматривающих страхование от ответственности за причинение вреда и страхование имущества. Повышение цен на нефть и большие расходы, связанные с демонтажем и отправкой на слом добывающих установок, обусловили ситуацию, при которой потенциальные источники опасности и вреда будут существовать еще не один год.

Выводы

Современные проблемы с устаревшей инфраструктурой — это только начало. В будущем вред от устаревшей инфраструктуры будет только нарастать и учащаться. Причина этого заключается в изложенных ниже шести тенденциях развития:
• постоянное увеличение численности населения в большинстве стран мира;
• возрастающий спрос на электроэнергию и водоснабжение, прежде всего, в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах;
• усиливающаяся мобильность и урбанизация населения;
• на густонаселенных территориях все чаще случаются стихийные бедствия, что оказывает обременительное воздействие на эти регионы;
• экономические и финансовые кризисы вынуждают к значительной экономии бюджетных средств, что и является основной
причиной несвоевременного ремонта и реконструкции объектов инфраструктуры;
• повышение расходов на техническое обслуживание, поддержание в исправном состоянии, уход, текущий ремонт устаревших и, как следствие, нерентабельных технологий.